Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Русский язык

О кафедре

Название кафедры: Русский язык
Дата открытия: 1994 год
Руководитель: Дударова Людмила Мусаевна
Состав:
• Дударова Людмила Мусаевна – зав. кафедрой, к.ф.н., доцент
• Мальсагова Лидия Дошлуковна – к.ф.н., профессор
• Жеребило Татьяна Васильевна – д.п.н., профессор
• Тариева Лилия Увайсовна – к.ф.н., доцент
• Булгучева Саграт Ахметовна – к.ф.н., доцент
• Мальсагова Мадина Израиловна – к.ф.н., доцент
• Мейриева Айшат Султановна – к.ф.н., доцент
• Дидигова Изабелла Борисовна – к.ф.н., доцент
• Добриева Зинаида Израиловна – к.ф.н., ст. преподаватель
• Нальгиева Хадижат Исраиловна – ст. преподаватель
• Ажигова Танзила Магометовна – к.ф.н., ассистент
  История кафедры русского языка начинается со времени образования Ингушского государственного университета. Изначально была организована кафедра русской филологии, которой с 1994 года руководил д.ф.н., профессор Алимбек Сосламбекович Куркиев. В 1996 году кафедра русской филологии реорганизована, образована кафедра русского языка. Возглавлял кафедру с 1994 по 2007 гг. д.ф.н., профессор Куркиев А.С. У истоков развития кафедры стояли ученые: Куркиев А.С.,  Ахриева Р.И., Мальсагова Л.Д., Бекова П.Х., Арсамакова Ф.С., Мальсагова М.И. 

    С 2008 года по настоящее время кафедрой заведует кандидат филологических наук, доцент Людмила Мусаевна Дударова.
  На кафедре работает высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав, имеющий большой практический, научный и педагогический стаж, 92% преподавателей кафедры являются остепененными специалистами в своей области.
    На кафедре работают 10 штатных сотрудников и 1 совместитель (2 профессора; 6 доцентов - к.ф.н.; 2 старших преподавателя; 1 ассистент - к.ф.н.).
Учебно-методическая работа
  Кафедра русского языка планомерно занимается совершенствованием учебного процесса, повышением качества преподавания учебных дисциплин соответственно Государственному образовательному стандарту, решением проблем профилирования лингвистических курсов, развитием творческих способностей студентов. Кафедра обеспечивает преподавание циклов дисциплин по теории языка, современному русскому литературному языку, истории русского языка, старославянского языка, диалектологии, методики преподавания русского языка, русскому языку и культуре речи, введению в теорию коммуникации и др., а также ряду курсов по выбору студентов.
       В настоящее время на кафедре ведется активная работа по следующим направлениям: 
- подготовка специалистов, бакалавров и магистров по направлению 032700 «Филология»;
- преподавание общеуниверситетских курсов по русскому языку и культуре речи, риторике.
      Кафедра осуществляет подготовку специалистов по очной и заочной формам обучения: 021700 (031001.65) – русский язык и литература; русский язык и литература, ингушский язык и литература;
    С 2011 г. начата подготовка бакалавров по направлению подготовки 032700 Филология по профилям подготовки: Русский языки литература; Русский язык и литература. Ингушский язык и литература.
       В связи с переходом на модульную систему обучения кафедра разработала программы, комплекс учебно-методических материалов для самостоятельной работы, стартовые, промежуточные и итоговые тесты, тесты остаточных знаний и критерии оценки коммуникативной компетенции студентов.
     Преподаватели кафедры обеспечивают учебно-методическое сопровождение курсов и дисциплин, создавая учебники, учебные пособия, словари, а также ведут работу по рецензированию, оппонированию кандидатских и докторских диссертаций, редактированию сборников научных статей.
Научно-исследовательская деятельность
       Одним из важнейших направлений деятельности кафедры является научно-исследовательская работа, цель которой – совершенствование учебного процесса и формирование общекультурных компетенций будущих специалистов в области филологии.
       В настоящее время научные исследования кафедры русского языка связаны с разработкой темы «Семантика единиц различных уровней языковой системы».
  Сотрудниками кафедры успешно осуществляется исследовательская деятельность по определенным научным направлениям по планам научно-исследовательской работы.
       Основной целью кафедры является обеспечение необходимого уровня подготовки обучающихся по всем дисциплинам и образовательным программам, реализуемым кафедрой; развитие компетенций обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС и ГОС ВПО и статусом ФГБОУ ВПО ИнгГУ как одного из вузов классического профиля.
       Приоритетными направлениями в научно-методической работе кафедры являются следующие:
- структурно-мотивационные отношения в словообразовательном гнезде;
- актуальные проблемы лингвистической терминологии и терминографии;
- терминосистема лингвистики текста;
- теонимическая лексика в русском языке;
- структурно-семантические свойства терминологических единиц;
- лингвостилистическая парадигма в информационном пространстве современного языкознания; 
- лингвостилистическая абстракция как метод исследования;
- актуальные проблемы билингвизма.
    Преподаватели кафедры выступают с докладами на международных (в Чехии, Германии, Польше, Болгарии, Прибалтике, Белоруссии и др. странах) и всероссийских научных конференциях; руководят научно-исследовательской работой в ряде школ Республики.
   Результаты научных исследований преподавателей кафедры отражены в монографиях, сборниках научных трудов и других изданиях.
  Высокая квалификация и научная подготовка сотрудников кафедры способствуют расширению форм работы со студентами. Для студентов младших курсов при кафедре организован студенческий научный кружок, в состав которого входят преподаватели, аспиранты и студенты филологического факультета. Члены научного кружка расширяют общегуманитарный кругозор, повышают уровень культуры владения современным русским литературным языком. Кружок участвует в подготовке и выпуске журнала Lingua-universum. Журнал выходит регулярно один раз в два месяца. Рубрики, введенные в журнал, позволяют активизировать научно-исследовательскую работу как студентов, так и преподавателей, работающих на филологическом факультете.
  По результатам индивидуальной работы со студентами представляются ежегодно десятки студенческих докладов на традиционную конференцию студентов, аспирантов и молодых ученых ИнгГУ “Молодые ученые в поиске”, другие научные конференции регионального и республиканского уровней, лучшие из которых публикуются в научной печати. 
     Общая динамика количества студентов, принимающих участие в научной деятельности кафедры, является стабильной, что говорит об устойчивости тенденций.
    На факультете организовано студенческое научное общество. Печатным органом СНО является студенческая газета «Парадигма», которая выходит 1 раз в месяц.
   Регулярно выходит журнал «Рефлексия» (6 номеров в год), в котором публикуются научные и учебно-методические работы студентов, магистров, аспирантов и преподавателей.
   На кафедре русского языка создан печатный орган – газета «Лингвист», на страницах которой публикуются материалы, связанные с деятельностью преподавателей кафедры. 
  На кафедре регулярно проходят заседания научно-методического семинара, посвященные актуальным проблемам русского языка. 
  При кафедре функционирует четыре научные школы: педагогическая школа инвариантно-вариативной теории и методики обучения и воспитания, школа лингвистической терминологии, школа лингвостилистической абстракции, школа инвариантно-вариативной методики. По профилю этих школ осуществляются магистерские, кандидатские исследования, публикуются работы студентов и преподавателей. По каждой научной школе разработан пакет программных документов. Создана база научной и методической литературы. 
  В педагогической среде Республики сложился высокий научно-методический авторитет специалистов кафедры. Кафедра постоянно привлекается к экспертизе и рецензированию программ, пособий, выступает ведущей организацией на защите кандидатских и докторских диссертаций по теории и методике обучения русскому языку, приглашается на межвузовские, республиканские и международные конференции, семинары.
  Профессора кафедры входят в состав диссертационных Советов при Ставропольском государственном университете (Жеребило Т.В., специальность в совете 10.02.19 – Теория языка, специальность 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)) и Чеченском государственном университете (Мальсагова Л.Д., 10.02.02 - Языки народов России).
      С 1999 года при кафедре начинает функционировать аспирантура по специальности: 10.02.01 – русский язык (научное руководство осуществляет доктор филологических наук, профессор А.С. Куркиев; доктор педагогических наук, профессор Т.В. Жеребило), конкурсный отбор проводится по результатам вступительных экзаменов, с учетом рекомендаций ГЭК по специальности; действует научно-методический семинар, где аспиранты получают консультации методологического плана, слушают лекции по трудным вопросам программы кандидатского минимума, апробируют промежуточные результаты диссертационных исследований.
      Жеребило Т.В. является руководителем магистратуры по направлению 032700 - «Филология», магистерская программа «Русский язык».
     Кафедра русского языка в течение многих лет ведет довузовскую подготовку: преподаватели кафедры активно сотрудничают с лицеями, гимназиями и общеобразовательными школами Республики Ингушетии. В связи с переходом к ЕГЭ кафедра перестроила свою работу таким образом, чтобы помочь учащимся совершенствовать умения и навыки, необходимые для успешной сдачи единого государственного экзамена. Преподаватели кафедры постоянно участвуют в семинарах по подготовке к проведению ЕГЭ, принимают участие в проверке экзаменационных работ выпускников (часть С), выступают в роли независимых экспертов.
   Кафедра регулярно организует школьные олимпиады по русскому языку. Преподаватели кафедры выступают с докладами на городских и республиканских методических объединениях учителей русского языка и литературы; опытные преподаватели кафедры оказывают индивидуальную консультационную методическую помощь учителям-филологам школ города и республики.
    Исходя из федеральной целевой программы «Русский язык», кафедра русского языка ставит перед собой задачу всеми силами пропагандировать русский язык не только как средство межнационального общения, но и как залог духовного и культурного роста будущего специалиста-филолога, т.к. на данной стадии экономического и социального развития страны популяризация нашего национального языка становится самостоятельным элементом, формирующим интерес к государству и к системе его экономики в целом.
Воспитательная работа
    Важное место в учебном процессе на кафедре русского языка отводится воспитательной работе. Каждый год обсуждаются и утверждаются на заседаниях кафедры планы и отчёты по воспитательной работе. Материалы, направленные на формирование морально-этических качеств у студентов, включаются в учебные занятия, организуются походы в театры, проводятся различные мероприятия, в том числе посвященные памятным датам и историческим событиям. Преподаватели и студенты активно посещают художественные выставки, галереи, музеи, филармонию, спектакли в студенческих студиях.
      Одним из главных аспектов воспитательной работы является воспитание языковой дисциплины.
     Преподаватели организуют посещение студентами библиотеки, где осваивают безграничный мир книг, а также посещают научные и просветительские конференции. Студенты активно участвуют в Олимпиадах по культуре русской речи и риторике; в университетской ежегодной Олимпиаде по культуре русской речи, которая посвящена Дню славянской письменности.
Практика, трудоустройство
  Традиционно практика проходит в образовательных учреждениях республики, у ведущих педагогов и методистов. Нередко после практики студенты остаются работать в той же школе. Также выпускники устраиваются на работу в СМИ, продолжают обучение в аспирантуре нашего университета или в учебных и научных заведениях страны.