Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Английский язык

О кафедре

Общая информация о кафедре

   Заведующий кафедрой: кандидат филологических наук, доцент Х.Р.Мерешкова (mereshkova2020@mail.ru)

Кафедра английского языка филологического факультета ИнгГУ – это сложившийся научно-педагогический коллектив со своими традициями, достижениями, работа которого всецело направлена на поиск новых подходов в исследовательской работе и практике преподавания английского языка — языка межкультурного, профессионального и международного общения. Она была основана в 1995 году и начинала функционировать как межфакультетская кафедра иностранных языков, обеспечивая учебный процесс на всех факультетах университета. У истоков ее создания стоял первый заведующий кафедрой Банхаев Хаджибикар Султанович(1995–2009 гг.), который внес огромный вклад в развитие кафедры и воспитал не одно поколение студентов. В 1995 году был осуществлен первый набор студентов на специальность «Английский язык и литература». В результате реорганизации, проведенной в 2000 г., в вузе появились новые специальности, и кафедра иностранных языков была отделена как самостоятельная. В настоящее время кафедра носит название «Кафедра английского языка» и является выпускающей.
С 2009 по 2012 гг. обязанности заведующей кафедрой исполняла кандидат филологических наук, доцент Мерешкова Х.Р. С 2012 г. по 2017 г.кафедрой руководила кандидат филологических наук, доцент Дотмурзиева З.С. С марта 2018 года и по настоящее время руководство кафедрой осуществляет кандидат филологических наук, доцент Мерешкова Хэди Рашидовна.
     На кафедре ведется подготовка бакалавров по направлению 45.03.01 Филология (4 года) с присвоением квалификации (степени) «Бакалавр» (профиль: «Зарубежная филология -Английский язык и литература»). Кафедра также участвует в подготовке бакалавров по направлению 45.03.01 Филология (профили «Зарубежная филология», «Отечественная филология»), магистров, а также аспирантов по всем направлениям подготовки, осуществляемым в университете.
Ведущим вектором в работе коллектива кафедры стало обращение к изучению языка в контексте культуры и истории, лингвокультурологии, когнитивной лингвистики, сравнительно-типологических исследований  — интегративного направления, в рамках которого успешно работают как сотрудники кафедры, так и студенты. Проведена большая работа по созданию спецкурсов, практикумов, учебных разработок, отразивших все возрастающий интерес к языку не как к системе правил, а как к самому сложному и динамичному социальному явлению, реализующему цели общения между людьми и воздействия на их поступки и принимаемые решения.
Успешно защищенные диссертационные исследования З.Д.Яндиевой, Х.Р.Мерешковой, М.Ю. Гадаборшевой, Л.М.Колоевой, М.Б.Саговой, З.И.Мерешковой, Ж.А.Хашегульговой, А.О.Плиевой отразили научные взгляды и пристрастия нового поколения исследователей  — интерес к философским основам лингвистического исследования, сравнительно-сопоставительное изучение семантики и функций языковых единиц английского, русского и ингушского языков, проблемы обучения английскому языку в условиях русско-ингушского билингвизма, которые имели значение для развертывания новых студенческих проектов и научных работ.
Методическая работа кафедры ведется по разным направлениям, включая разработку и составление учебных программ по практическим и теоретическим курсам английского языка, написание учебно-методических материалов и текстов.
      При кафедре создан и активно функционирует Клуб английского языка – English Speaking Club «Soul Kitchen», студенческий научный кружок LOGOS.
На кафедре английского языка работают 10 преподавателей, 7 из которых имеют ученые степени кандидатов наук (4 кандидата филологических наук, 3 кандидата педагогических наук).


  Преподаватели читают лекции и проводят занятия на направлениях бакалавриата, и специалитета, а также ведут занятия по иностранному языку на направлениях магистратуры филологического, исторического, химико-биологического, физико-математического, технолого-педагогического, экономического и финансово-экономического факультетов.
Учебная работа
  Перечень специальностей и направлений подготовки, по которым кафедра обеспечивает подготовку в настоящее время: ГОС 2-го поколения – «Английский язык и литература», «Немецкий язык и литература», «Французский язык и литература»; ФГОС 3-го поколения – «Английский язык и литература» (бакалавриат), «Немецкий язык и литература» (бакалавриат), «Французский язык и литература» (бакалавриат); а также читаются дисциплины на магистерских программах по ФГОС 3-го поколения: «Химия», «Биология», История», «Менеджмент», «Бухгалтерский учет и аудит», «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление», «Физика», «Математика», «Педагогика и методика начального образования», «Русский язык», «Ингушский язык», «Русская литература», «Ингушская литература» и др.

  Учебный процесс организован в полном соответствии с учебным планом. За всеми учебными дисциплинами кафедры закреплены кадровые специалисты. Теоретические курсы читают наиболее квалифицированные специалисты кафедры, кандидаты филологических наук, доценты и старшие преподаватели. Качество подготовки специалистов в первую очередь определяется уровнем знаний преподавателей и умением, желанием и стремлением обеспечить высокий уровень обученности каждого студента.

На кафедре имеются программы всех теоретических курсов и практических дисциплин, реализуемых кафедрой, контрольные и тестовые задания по дисциплинам. Однако переход на подготовку бакалавров и магистров требует создания нового УМК. В этом направлении сейчас ведется активная работа.
  На занятиях по практике речи осуществляется развитие коммуникативной компетенции студентов и её аспектов, необходимых для учителя иностранного языка. Значительное внимание уделяется развитию таких умений, как взаимодействие в парах и группах; самоконтроль и взаимоконтроль; разработка и проведение речевых упражнений; организация дискуссии и участие в ней; накопление различных заданий, ситуаций, текстов на иностранном языке. В курсах лингвистического блока, истории языка, страноведения, интерпретации текста и других лингвистических дисцилпин развиваются умения, входящие в состав профессиональной компетенции: анализ языкового материала/текста, накопление и поиск информации с использованием различных источников, в том числе и Интернета; выступление перед аудиторией, управление вниманием слушателей, ведение дискуссии; проведение научного исследования с применением разнообразных методик, умение работать с научным аппаратом.

   Педагогическая практика организуется в рамках учебного процесса как его звено, цель которого состоит в практическом освоении студентами различных видов педагогической деятельности. Она позволяет последовательно и в определенной системе в течение всех лет обучения в вузе соединять теоретическую подготовку студентов с их практической работой в учебно-воспитательных учреждениях всех типов. Кафедра организует силами своих преподавателей методическое руководство педпрактикой, разумное распределение студентов по школам Республики Ингушетия. Результаты регулярно обсуждаются на заседаниях кафедры и на итоговых конференциях студентов и преподавателей. Педагогическая практика реализует, прежде всего, учебные цели и задачи профессиональной подготовки, формирует и развивает педагогические способности будущего учителя. Основное содержание педагогической практики реализуется в деятельности учителя по предмету, классного руководителя, организатора кружка, секций; в участии в опытно-экспериментальной и методической работе; в профессиональном самообразовании и самовоспитании студента. Структура педагогической практики ориентирована на формирование личности будущего учителя, применение теоретических знаний в практической деятельности; усвоении усложняющихся педагогических умений по годам обучения; приобретение, изучение и анализ педагогического опыта.

  В рамках практических и лабораторных занятий по дисциплинам кафедры и во внеучебной деятельности внедряется практика создания и использования Powerpoint презентаций. Доступ к базе современных учебно-методических материалов позволяет организовать гибкий учебный процесс для студентов, сокращает время на подготовку и проведение занятий для студентов, предоставляет возможность реализовать некоторые элементы учебного процесса вне аудитории. На кафедре собирается медиатека с электронными учебными пособиями, идет процесс оцифровки фильмов с видеоносителей, осваивается работа с ресурсами Интернет (например, поиск и заполнение заявки на учебу в университете Англии или США, сбор и анализ статистики по проблеме, составление рекомендаций для абитуриентов или студентов младших курсов).

Воспитательная работа.
   Сотрудниками кафедры проводится учебно-воспитательная и научная работа со студентами, что способствует формированию у них своих научных позиций, умению их отстаивать, и необходимых в профессиональной деятельности. Ежегодно кафедра готовит студентов к участию в научно-практических конференциях студентов, что способствует формированию у студентов научного мышления, а также позволяет студентам осваивать искусство публичных выступлений.
При кафедре организован Клуб английского языка и студенческий научный кружок “LOGOS”.

Научная работа
Научные исследования на кафедре ведутся по следующим основным и приоритетным направлениям:
• Коммуникативно-прагматический аспект языковых единиц и текста (доц. Дотмурзиева З.С., доц. Мерешкова Х.Р., асс. Баркинхоева З.Б.);
• Методика преподавания английского языка в условиях ингушско-русского билингвизма (доц. Яндиева З.Д., ст.преп. Хашегульгова Ж.А., доц. Мерешкова З.И., ст.преп. Плиева А.О.);
• Исследование различных видов дискурса: диалогическая коммуникация, судебный дискурс, лингвистическая терминология (доц. Колоева Л.М., доц. Гадаборшева М.Ю., Гадаборшева Т.Н.);
• Сопоставительное исследование фразеологических единиц (доц. Дотмурзиева З.С., асс. Мархиева Т.К.).